Выдающиеся полнометражные анимационные фильмы, основанные на графических романах или новеллах
1. Анимационный фильм Жоанна Сфара для взрослых «Кот раввина» (2011) 2. Иронический анимационный фильм Маржан Сатрапи и Венсана Паронно «Персеполис» (2007)
3. Анимационный хоррор «Страх(и) темноты» (2007)
4. Фантастический мультфильм для взрослых Джеральда Поттертона «Тяжелый металл» (1981)
5. Анимационный фильм Сальвадора Симо «Бунюэль в лабиринте черепах» (2018)
6. Анимационный психоделический нуар Томаша Луняка «Алоис Небель и его призраки» (2011)
7. Приключенческий мультфильм Кристиана Димара «Аврил и поддельный мир» (2015)
8. Анимационный фильм Джимми Мураками «Когда дует ветер» (1986)
9. Психоделическая анимационная рапсодия-медитация Мебиуса «Арзак» (2003)
10. Фантастический анимационный нуар-фильм Кристиана Волькмана «Ренессанс» (2006)
1. Анимационный фильм Жоанна Сфара для взрослых «Кот раввина» (2011)
Экранизация одноименной великолепной графической истории французского художника Жоанна Сфара о раввине и его философском коте. Поэзия, сказка для взрослых и продуманный, интеллектуальный и ужасно смешной спор об иудаизме. История о жизни во французском Магрибе (Алжире) начала прошлого века. Здесь мирно сосуществовали мусульмане, евреи, христиане, здесь живет раввин Сфар со своей дочерью, шумным попугаем и озорным котом. И все у них было хорошо и тихо-мирно, пока однажды кот не съел попугая и... не начал говорить... Мультфильм получил премию «Сезар» и гран-при международного анимационного фестиваля в Анси.
2. Иронический анимационный фильм Маржан Сатрапи и Венсана Паронно «Персеполис» (2007)
Потрясающий французский черно-белый мультфильм по одноименному автобиографическому графическому роману французской писательницы иранского происхождения Маржан Сатрапи. Первый том «Персеполиса» получил премию Международного фестиваля комиксов в Ангулеме, позже Сатрапи написала еще три части. Фильм рассказывает о новейшей истории Ирана через судьбу свободолюбивой молодой женщины, увлеченной западной рок-музыкой и вынужденной покинуть страну. Мультфильм хорош яркими, живыми персонажами, мощными метафорами, особой атмосферой и броским графическим стилем. Воспоминания о жизни в шахском Иране не только прославили Маржан Сатрапи, но и создали моду на графические мемуары — кажется, именно после этой книги их начали сочинять все. Фильм получил приз жюри Каннского фестиваля, премию «Сезар» и другие награды.
3. Анимационный хоррор «Страх(и) темноты» (2007)
Прикосновение паучьих лапок, странные звуки в пустом доме, ощущение чужого присутствия и собачий вой в тишине ночи… Уникальный французский анимационный проект, объединивший лучших художников, работающих в жанре графического романа. Впервые им было предложено «выложить на пленку» мурашки по коже, обнаженные нервы и дрожь вспотевших рук — все, что связано с самым древним человеческим страхом — страхом темноты.
С точки зрения графики альманах представляет собой сборник стилистически разных по исполнению роликов. Анимированная графическая история (в которой изящность линий доминирует над действием), выполненная с помощью компьютера мультипликация в стилистике «аниме», рисунок восковым мелком и рисунок углем, — здесь можно подобрать работу на самый изысканный вкус. Стильная черно-белая графика, соседствуя с мягкими серыми полутенями, создает поистине визуальное пиршество. Не удивительно, ведь команда, работавшая над сборником, состоит из известных графических дизайнеров и признанные в своей сфере художников комиксов.
4. Фантастический мультфильм для взрослых Джеральда Поттертона «Тяжелый металл» (1981)
Великолепный рисованный мультфильм, снятый с огромным размахом по графическим новеллам знаменитых художников. Удивительное сочетание ужасов, черного юмора и отличного саундтрека в стиле хеви-метал. Философская битва между вселенскими силами добра и зла. После долгого путешествия по бескрайнему космическому пространству астронавт Гримальди наконец возвращается домой и не с пустыми руками. В качестве сувенира для своей дочери он привозит необычный предмет: сферу, излучающую свет. Но при ближайшем рассмотрении загадочный предмет оказывается смертельно опасной вещью...
5. Анимационный фильм Сальвадора Симо «Бунюэль в лабиринте черепах» (2018)
Полнометражный анимационный фильм о великом испанском режиссере-сюрреалисте Луисе Бунюэле. Мультфильм Сальвадора Симо с муравьями, жирафами и Мадонной с лицом матери режиссера снят по одноименному графическому роману Фермина Солиса. Комикс рассказывает о событиях, которые случились с Бунюэлем в 1930 году. Премьера сюрреалистического фильма «Золотой век» в Париже вызвала общественный скандал. От молодого и бескомпромиссного режиссера картины отвернулись не только продюсеры и меценаты, но и его соавтор, художник Сальвадор Дали. Режиссер пытается найти деньги на свой новый проект и возвращается на родину, где встречается со своим приятелем, скульптором-анархистом Рамоном Асином...
6. Анимационный психоделический нуар Томаша Луняка «Алоис Небель и его призраки» (2011)
Пугающее своей неизвестностью, извилистое путешествие в глубины подсознания скромного железнодорожного служащего Алоиса Небеля. История об одиночестве, ожидании и железной дороге. Герой фильма всю свою жизнь провел в роли скромного диспетчера на маленькой станции «Белый поток». Для него железная дорога не просто дело всей жизни — это и есть сама жизнь. По вечерам Алоис запирается в туалете и читает вслух железнодорожные расписания снова и снова – одни и те же станции, одни и те же цифры. Днем его мучит детское травматическое воспоминание, непостижимое уму. Оно является ему в видениях похожих и на яркий свет, и на туман...
Графический роман в стиле нуар о Алоисе Небеле и его приключениях сделали в 2003 году два человека из Чехии: писатель Ярослав Рудиш и художник и лидер рок-группы Priessnitz. Вторая и третья часть комикса вышли в 2004 м и 2005-м. Трилогия была довольно популярна у чехов и выдержала несколько изданий. Интерес этот вызван и жанром и традиционным для Чехии вниманием к каждому из персонажей своей толпы, и работой всего общества над историческими травмами послевоенного мира после «бархатной революции».
7. Приключенческий мультфильм Кристиана Димара «Аврил и поддельный мир» (2015)
Французский анимационный фильм в стилистике стимпанка и дизельпанка, основанный на графических романах сценариста и художника Жака Тарди, который знаком зрителю не только как автор иллюстраций к знаковым романам Луи-Фердинанда Селина, но и создатель собственных комиксов. 1941 год. Во Франции правит Наполеон VI и паровые технологии, потому что уже на протяжении многих лет во всем мире пропадают выдающиеся ученые, и электричество так и не было открыто. Когда Аврил была маленькой, ее родители пытались получить эликсир бессмертия, но тоже исчезли таинственным образом. От семьи у девушки остался только говорящий кот, и с тех пор она пытается воссоздать тот эликсир.
8. Анимационный фильм Джимми Мураками «Когда дует ветер» (1986)
Тревожный, трогательный и смешной мультфильм о паре стариков, переживающих ядерную атаку СССР на Великобританию. Экранизация апокалиптического 34-страничного графического романа английского писателя и иллюстратора Рэймонда Бриггса. Изобразительный стиль книги Бриггса отличается от традиционных комиксов бо́льшим разнообразием: хотя обычно на странице располагается множество небольших рисунков (до двадцати), на некоторых одиночные иллюстрации занимают почти всю страницу, а изображение вспышки от ядерного взрыва занимает целый разворот. Меняется и общая цветовая гамма — от яркой в первой части до блеклой ближе к концу, когда природа утрачивает краски, а состояние героев стремительно ухудшается. Оригинальный саундтрек к фильму Мураками сочинил Роджер Уотерс; заглавную песню написал и исполнил Дэвид Боуи. Кроме рисованной анимации, в фильме использована покадровая съемка, с помощью которой изображена обстановка, окружающая персонажей.
9. Психоделическая анимационная рапсодия-медитация Мебиуса «Арзак» (2003)
Уже в 21 веке француз и буддист, наследник дадаистов и сюрреалистов, сюжеты для которого сочинял сам Феллини — шестидесятилетний Мебиус становится режиссером, сценаристом и художником анимационного сериала «Арзак» — экранизации, публиковавшихся в середине 1970-х одноименных научно-фантастических графических новелл автора. Это первая полностью самостоятельная работа культового художника в анимации, сделанная для телевидения. Сериал состоит из 14-ти 4-минутных эпизодов, не связанных между собой единым сюжетом. Общим для всех 14 историй-притч является только место действия (пустыня «Б») и одинокий воин Арзак.
Арзак – хмурый воин с монголоидными чертами лица, летает на птероиде над пустыней «Б», которая одновременно является и пустыней, и планетой, и звездной системой, и, самое главное, миром фантазии Арзака. Этот мир, где опасность подстерегает на каждом шагу, где смерть таится за каждой песчинкой и камнем, — одновременно безжалостная реальность и плод воображения. Тень от птероида Арзака всегда падает там, где находится центр пустыни. Это гиблое место — царство грез и безграничной фантазии, пустыня одиночества и божественной созидающей любви. Мебиус рисует изящные вариации-размышления о том, что за любовью следует смерть, а за воображением — неумолимое, все разрушающее ничто. Психоделические этюды навевают глубинные переживания. Арзак и автор сливаются в одно целое. Арзак-Мебиус — солдат экзистенции и самурай пустоты, восстанавливающий хрупкий порядок своей распадающейся вселенной. В «Песне об Арзаке» обнаруживает себя кристально чистый авторский стиль Мебиуса, видения которого сопровождает медитативная музыка Zanpano.
10. Фантастический анимационный нуар-фильм Кристиана Волькмана «Ренессанс» (2006)
Небольшое исключение, когда фильм является не экранизацией графического романа, а сам становится им. Когда среда не скопирована по квадратикам с комиксов известного художника, а придумана с чистого листа. Два цвета, лежащие в основе мирозданья, традиционно обозначавшие добро и зло, объединились вместе в детективной истории, носящей имя «Ренессанс» — потрясающем черно-белом анимационном фильме в жанре киберпанк, над которым режиссер Кристиан Волькман работал шесть лет. Выбранная стилистика породила великолепную в своей мрачности и безысходности атмосферу, отсылающую к нуару. Получилось стопроцентное попадание в эстетику комикса, даже круче, чем у Родригеса в «Городе грехов». Но в отличие от детища Родригеза, Миллера и частично Тарантино, здесь есть не только красивая картинка и яркие персонажи, но и смысл.
2054 год. Париж превратился в лабиринт, в котором каждый шаг отслеживается и записывается на пленку. На всем лежит тень компании «Авалон», торгующей красотой и молодостью. Неожиданно из компании похищают молодого ученого Илону, на розыск которой отправляется полицейский Карас...